Данная глава посвящена съемке "видов". Ознакомившись с приемом 33, вы научитесь снимать виды города. Например так:
Прием 34 посвящен съемке неба со всеми его невероятными вариациями цвета. Съемке деревенских видов посвящен прием 35.
Если вам всегда хотелось научиться создавать панорамные снимки, которые значительно выходят за угол обзора, обязательно обратите внимание на прием 36, ознакомившись с которым, вы узнаете, как получить последовательность частично пересекающихся фотографий и в Дальнейшем объединить их с помощью специального программного обеспечения. Прием 37 расскажет о фотографировании в ночное время суток. Фотографирование "видов" — это очень увлекательное занятие, поскольку условия съемки постоянно изменяются: солнце движется, а по небу плывут облака.
Итак, переходим к разбору полётов.
Рис. 33.1. Исходное изображение
Рис. 33.2. Отредактированное изображение
"Waikiki Beach"
Фотоаппарат Nikon CoolPix950, закреплен на штативе, эквивалентное фокусное расстояние 111 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/4,0, выдержка 1/7 сек, чувствительность по ISO 80, разрешение 1600x1200 пикселей, размер файла 735 Кбайт, формат JPEG
Виды города— это постоянно изменяющиеся объекты, которые можно фотографировать и днем, и ночью. Ранним утром или поздним вечером бы сможете получить "сияющую" фотографию, поскольку солнце отражается в окнах зданий - см. фотографию, представленную на рис. 33.2 . В течение дня вы сможете фотографировать виды города, поток автомобилей или просто людей. Поздно ночью, фотографируя при низкой скорости затвора, вы запечатлите яркие следы от фар движущихся автомобилей, как показано на примере фотографии Гонолулу, представленной на рис. 33.3. Некоторые города, такие, например, как Лас-Вегас, настолько насыщены яркими огнями, что даже при ночной съемке можно увидеть все детали и отражения на воде (рис. 33.4 ). Настоящий прием научит вас создавать замечательные фотографии видов города.
Рис. 33.3.
Рис. 33.4.
1 -Й ШАГ. ВЫБОР ДНЯ И ВРЕМЕНИ ДЛЯ СЪЕМКИ
- В зависимости от города, который вы решили фотографировать, велика вероятность того, что вам удастся получить хорошие фотографии независимо от времени суток.
Как правило, полуденный свет наименее приемлем для съемки. Как и при съемке любых других объектов, обязательно подберите такое освещение, при котором понравившийся вам вид города смотрится наилучшим образом. Некоторые виды города можно эффектно представить только из одной точки. Если солнце садится за городом (по отношению к выбранной вамп точке наблюдения), то наилучшим временем съемки будет раннее утро, когда солнце освещает город, а не "прячется" за ним (в последнем случае все здания оказались бы скрытыми в тени). Поскольку многие города скрываются в дымке (по моему, это слишком поэтическое название для веществ, загрязняющих воздух), наилучших результатов можно достичь, фотографируя сразу после того, как пройдет дождь. который очистит воздух. Благодаря этому небо также приобретет ярко-голубой оттенок.
Иногда фотографирование в то время, когда солнце уже скрывается за городом, позволяет получать замечательные силуэты, особенно в том случае, если линия города четко выражена.
2-Й ШАГ. УСТАНОВКА ШТАТИВА И ФОТОАППАРАТА
- Выберите наиболее подходящее время. Затем определите наиболее подходящую точку наблюдения. Подумайте о том, чтобы фотографировать с балкона в многоэтажном здании или с моста, как это было при съемке вида Питсбурга, представленного на рис. 33.5. Правильно выбрав точку наблюдения, вы сможете получить неповторимые снимки.
3-Й ШАГ. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ФОТОАППАРАТА
- Укажите как можно меньшее значение чувствительности по ISO, которое только поддерживает ваш фотоаппарат (возможно, 80 или 100). Выберите режим приоритета диафрагмы, после чего задайте минимально допустимое значение относительного отверстия диафрагмы (например, 1/8,0), чтобы обеспечить максимальную глубину резкости. Применяйте автоматическую фокусировку и попробуйте использовать матричный режим измерения экспозиции, чтобы при измерении охватить все изображение в целом.
4-Й ШАГ. ВЫБОР ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ
- При съемке видов города вам следует использовать максимально возможное значение угла обзора. Однако интересные фотографии вы получите, если примените телеобъектив. Вы можете находиться на определенном расстоянии от города, который решили сфотографировать — тогда выберите небольшую часть города и сфотографируйте ее с помощью телеобъектива. Замечательный пример съемки вида города с помощью телеобъектива представлен в приеме 48.
5-Й ШАГ. КОМПОНОВКА И СЪЕМКА
- Следуйте всем советам по компоновке изображения из приема 7, а также старайтесь подойти к компоновке кадра как можно более творчески. Если кадр не будет удачно скомпонован, вас не спасут ни красота города, ни безупречность освещения, ни высококлассное оборудование. Пример фотографии высокого отеля в Лас-Вегасе представлен на рис. 33.6. Для того чтобы кадр был заполнен целиком, фотоаппарат потребовались наклонить на необходимый угол, благодаря чему на фотографии удалось запечатлеть весь отель целиком. Не бойтесь экспериментировать.
Рис. 33.5.
Рис. 33.6.
6-Й ШАГ. ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ
- Если вы работаете с цифровым фотоаппаратом, воспользуйтесь теми преимуществами, которые обеспечивает гистограмма (если ваш фотоаппарат поддерживает эту функцию). Используйте гистограмму и ЖК-экран фотоаппарата для того чтобы проверить обладают ли полученные фотографии необходимой экспозицией Указывайте разные значения параметров, применяйте брекетинг, а также занижайте фотографии в компьютер для их более тщательной опенки.
Прием 34. Съемка эффектных видов неба
Рис. 34.1. Исходное изображение
Рис. 34.2. Отредактированное изображение
"Arizona Sunset"
Фотоаппарат Nikon CoolPix950, съемка с рук, эквивалентное фокусное расстояние ЮЗ мм, относительное отверстие диафрагмы 1/6,6, выдержка 1/69 сек, чувствительность по ISO SZO, разрешение 1600x1200 пикселей, размер файла 394 Кбайт, формат JPEG.
Многие знаменитые поэты, наблюдая закаты или рассветы, писали восхитительные стихи, будучи вдохновленными увиденным. На протяжении столетии художники воспроизводили на холстах все буйство«красок неба ранним утром или поздним вечером. Теперь вы также можете запечатлеть всю прелесть неба, вооружившись цифровым фотоаппаратом. Чтобы получить фотографии неба, подобные тем, что Представлены на рис. 31.2 или 31.3, достаточно нажать кнопку спуска цифрового фотоаппарата. Ознакомившись с этим приемом, вы научитесь фотографировать восход и закаг солнца, а затем получать замечательные снимки на бумаге.
1-Й ШАГ. ВЫБОР ДНЯ И ВРЕМЕНИ ДЛЯ СЪЕМКИ
- Красота неба зависит от целого ряда фа-кторов. Чаще всего основными "действующими лицами" являются облака, которые причудливым образом отражают падающий на них солнечный свет. Облака могут казаться очень глубокими и располагаться прямо над линией горизонта, полностью скрывая солнце во время рассвета или заката. Лучшее время для съемки "восхода солнца" — минут за пятнадцать до восхода или часа два спустя заката. Точно так же, лучшее время для съемки "зака-та солнца" — за час-два до восхода или двадцать-тридцать минут после заката.
Приобретя опыт в наблюдении за восходом и закатом солнца, вы поймете, насколько в данном случае следует ценить время. Очень часто фотографы просто не дожидаются того момента, когда солнце поднимется или опустится до определенной линии над горизонтом, тем самым допускают огромную ошибку! Пример фотографии заката, полученной за двадцать-тридцать минут после заката, представлен на рис. 34.4. Благодаря отражению солнечных лучей на поверхности солнца фотография просто "сияет".
Если вы оказались в незнакомом месте или в городе, в котором закат солнца тяжело увидеть из-за деревьев пли других преград, вам следует приобрести компас, чтобы найти подходящее место для съемки. Определить подходящее место для фотографирования заката солнца наиболее сложно в полдень. При наличии компаса вы сможете по крайней мере определить, где именно будет садиться солнце, а значит, вам будет проще оказаться в нужном месте и в нужное время.
Рис. 34.3.
Рис. 34.4.
2-Й ШАГ. УСТАНОВКА ШТАТИВА И ФОТОАППАРАТА
Для съемки восхода и заката солнца вам потребуется очень устойчивый штатив. Принять решение о месте и времени съемки, установите штатив и фотоаппарат заранее, чтобы быть готовым сфотографировать небо именно в тот момент, когда на небе будет наблюдаться настоящее буйство красок.
Если вы хотите получить действительно эффектные фотографии восхода и заката солнца, то выберите наиболее подходящий день, встаньте пораньше и снимите восход минут за двадцать до того, как солнце появится над линией горизонта. В зависимости от вашего местонахождения, "удачные" восходы и закаты могут наблюдаться более или менее часто. Если вы хотите сфотографировать рассвет или закат в достаточно далеко расположенном месте, предварительно узнайте прогноз погоды.
3-Й ШАГ. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ФОТОАППАРАТА
- Выберите минимальное значение чувствительности по ISO (например 80 или 100), которое обеспечивает ваш фотоаппарат. Установите автоматическую фокусировку и автоматический баланс белого. Затем укажите режим приоритета диафрагмы, после чего задайте минимально допустимое значение относительного отверстия диафрагмы (например, 1/8,0) с целью обеспечить максимальную глубину резкости. Если вы не используете функцию просмотра изображений (подробности в приеме 4), то в данном случае ее следует задействовать, поскольку при съемке восхода или заката вам необходимо иметь возможность как можно быстрее оценить правильность экспозиции.
4-Й ШАГ. КОМПОНОВКА И СЪЕМКА
- Используйте советы по компоновке из приема 7, чтобы полученный вами кадр смотрелся наилучшим образом. Подумайте о фотографировании как при горизонтальном, так и при вертикальном положении фотоаппарата. На рис. 34.5 представлен тот же самый закат солнца, что и на рис. 34.4, только сфотографированный при горизонтальном положении фотоаппарата.
Если поблизости находятся объекты, подумайте о том, что сфотографировать их силуэты, как показано на рис. 34.6. Чтобы получить силуэт в наиболее интересной форме, поэкспериментируйте, используя компенсацию экспозиции. Те же самые силуэты деревьев, сфотографированные при горизонтальном положении фотоаппарата, представленные на рис. 34.7. Обратите внимание на то, как замечательно освещены солнцем облака. Что самое удивительное, так это то, что облака освещает солнце, которое минут пятнадцать назад скрылось за линией горизонта.
Рис. 34.5.
5-Й ШАГ. ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ
- Поскольку при съемке восхода и заката автоматические системы измерения экспозиции, используемые в цифровых фотоаппаратах, достаточно часто ошибаются (а значит, полученные снимки имеют неверную экспозицию), обязательно изучите полученные изображения на ЖК-мониторе фотоаппарата и просмотрите соответствующую им гистограмму. Если необходимо, внесите изменения, используя компенсацию экспозиции. Подробно об этом речь шла в приеме 12. При недодержке цвета на фотографии восхода и заката будут более насыщенны, чем при передержке.
Рис. 34.6.
Рис. 34.7.
Если вы будете фотографировать каждые шесть секунд, не перемещая фотоаппарат и не изменяя компоновку кадра, то получите последовательность фотографий, которую в дальнейшем можно использовать для создания анимированного изображения при размещении на Web-странице. Чтобы создать подобное изображение, состоящее из нескольких слоев (каждый из которых соответствует отдельной фотографии), воспользуйтесь программой Adobe ImageReady 7, поставляемой вместе с Adobe Photoshop 7.
Восход или закат солнца будет выглядеть наиболее привлекательно на протяжении минуты, а то и нескольких секунд. Поэтому вам, помимо всего прочего, необходимо следить за тем, чтобы на носителе, который ваш фотоаппарат использует для сохранения изображений, было достаточно свободного места.
Измерить экспозицию в области неба при съемке восхода и заката довольно непросто. Удачной отправной точкой в данном случае является измерение экспозиции у края неба (не захватывая при этом солнца), а также использование брекетинга. Если ваш фотоаппарат поддерживает функцию автоматического брекетинга, обязательно поэкспериментируйте с ней.
Рис. 35.1. Исходное изображение
Рис. 35.2. Отредактированное изображение
"Dairy Farm at Dusk"
Фотоаппарат Nikon CoolPix 950, съемка с рук, эквивалентное фокусное расстояние 47 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/4,7, выдержка 1/63 сек, чувствительность по ISO 80, разрешение 1600x1200 пикселей, размер файла 637 Кбайт, формат JPEG.
Сараи, холмы, поля, тракторы и поляны — все это замечательные объекты для съемки. Если у вас есть несколько свободных часов, отправьтесь за город, чтобы немного поснимать. Выберите удачное время — и вы сможете сделать действительно восхитительные снимки, например такие, как на рис. 35.2. Настоящий прием посвящен съемке фотографий за городом.
1 -Й ШАГ. ВЫБОР ДНЯ И ВРЕМЕНИ ДЛЯ СЪЕМКИ
- Удачные фотографии за городом можно получить за несколько часов до или минут через двадцать после заката солнца. Солнечный свет, направленный под цс. большим углом к горизонту, позволяет создать эффект "золотого сияния" вокруг объектов. Не забывайте
о том, что при съемке фотоаппарат можно направлять не только непосредственно на закат солнца, но и в противоположном направлении, чтобы сфотографировать объекты, освещенные солнцем.
Секрет удачной фотографии за городом состоит в следующем: вы должны знать, когда и где именно оказаться, а также что именно следует фотографировать. Найдя подходящее для съемки место, запаситесь терпением, правильно расположите штатив и закрепите на нем фотоаппарат, после чего ожидайте наиболее интересного освещения. Вам может понадобиться немало поездить, пока удастся найти действительно интересное для съемки место. Если у вас будет такая возможность, поедьте за город во время смены погоды, когда по ярко-голубому небу плывут белоснежные облака.
Наименее удачные для фотографирования пейзажей дни такие, когда солнце очень яркое, а небо — практически белое. Если только у вас совсем нет времени ждать, постарайтесь не фотографировать до тех пор, пока небо ни приобретет нужный цвет и на нем ни появятся белые облака (рис. 35.3).
Рис. 35.3.
2-Й ШАГ. УСТАНОВКА ШТАТИВА И ФОТОАППАРАТА
- Определившись с тем, что же именно вы хотите сфотографировать, найдите подходящее место для размещения фотоаппарата и штатива. Если вы остановились у края дороги, это вряд ли удачное место для съемки. Вам придется пройти немного дальше и только затем искать подходящее место. Часто начинающим фотографам сложно получить действительно хороший снимок только потому, что они слишком ленивы, чтобы пройти подальше от дороги, у края которой припаркован автомобиль.
- Постарайтесь разместить штатив и фотоаппарат таким образом, чтобы в кадр попали какие-то объекты на переднем плане; обратите внимание на то. насколько законченной благодаря деревьям на переднем плане кажется фотография, представленная на рис. 35.2. Без деревьев фотография будет выглядеть гораздо менее интересно. Если деревьев нет, решите, какие еще объекты могут оказаться полезными.
3-Й ШАГ- ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ФОТОАППАРАТА
- При фотографировании пейзажей следует задавать как можно меньшее значение чувствительности по ISO, которое только поддерживает ваш фотоаппарат (возможно, 80 или 100). Выберите автоматическую фокусировку и попробуйте использовать матричный режим измерения экспозиции, чтобы при измерении охватить все изображение целиком. Укажите автоматический баланс белого, если на небе немного темных облаков; в противном случае выберите режим съемки при облачной погоде. Используйте режим приоритета диафрагмы, после чего задайте минимально допустимое значение относительного отверстия диафрагмы (например, 1/8,0), чтобы обеспечить максимальную глубину резкости.
- После того, как фотоаппарат задает значение скорости затвора, подумайте о том, можно ли в данной ситуации фотографировать без использования штатива. Если вы фотографируете при ярком солнце, а фотоаппарат задал значение скорости затвора, меньшее, чем 1/200, можно попробовать обойтись без штатива. Однако если при съемке пейзажей постоянно использовать штатив, вы вскоре поймете, что при этом фотографии оказываются более четкими и лучше скомпонованными. Ленивым фотографам, как правило, редко удается получать действительно интересные кадры.
4-Й ШАГ. ВЫБОР ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ
- Если вы находитесь за городом и хотите сфотографировать "бескрайние" просторы, лесные массивы или небо, используйте объектив с максимальным углом обзора. Однако вам удастся получить неплохую фотофафию пейзажа и при больших фокусных расстояниях. Если у вас есть телеобъектив, попробуйте выбрать небольшую часть пейзажа для съемки. Съемке пейзажей с использованием телеобъектива посвящен прием 48. Подходите к фотофафированию творчески и не бойтесь экспериментировать.
5-Й ШАГ. КОМПОНОВКА И СЪЕМКА
- Скомпоновав фотографию, оцените все ее части: передний план, фон, объекты, находящиеся на среднем расстоянии. Обратите внимание на то, как такие объекты, как деревья, здания и офады, сочетаются друг с другом. Компоновка кадра — это довольно важная задача, поскольку неудачно скомпонованный кадр не позволит передать всю красоту фотографируемой сцены, какой бы прекрасной она ни была. Для того чтобы узнать побольше о компоновке кадра, изучите прием 7. Какое положение фотоаппарата выбрать: горизонтальное или вертикальное? Какое фокусное расстояние задать для достижения необходимых результатов? Если вы хотите получать хорошо скомпонованные фотофафии, то просто обязаны отвечать на эти вопросы перед каждой съемкой. На рис. 35.4, 35.5 и 35.6 представлены фотофафии той же сцены, которая была отображена раньше на рис. 35.2. Какой из этих вариантов фотофафии кажется вам наиболее интересным?
Рис. 35.4.
Рис. 35.5.
Рис. 35.6.
Путешествия в поисках удачных мест для съемки требуют не только времени, но и денег. Поскольку съемка с помощью цифрового фотоаппарата оказывается "бесплатной", фотографируйте как можно больше. Зачастую фотографы-любители, сделав несколько снимков, покидают место съемки, а затем жалеют о том, что им не удалось получить фотографию именно в том виде, в котором они себе ее представляли. Попробуйте компоновать кадр несколькими способами, а также задавать разные значения экспозиции, чтобы обеспечить большое количество фотографий. Так вы наверняка добьетесь хороших результатов.
6-Й ШАГ. ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ФОТОАППАРАТА
- Получив несколько фотографии, внимательно изучите их на ЖК-экране фотоаппарата. Если ваш фотоаппарат поддерживает такую функцию, как гистограмма, обязательно воспользуйтесь ею, чтобы оценить, насколько правильно задана экспозиция, а также убедиться в том, что все параметры заданы верно. Если выбран один из автоматических режимов, например, режим приоритета диафрагмы, внесите необходимые изменения, с помощью такой функции, как компенсация экспозиции. Для получения подробных сведений о компенсации экспозиции обратитесь к приему 12.
Рис. 37.1. Исходное изображение
Рис. 37.2. Отредактированное изображение
"The U of M Law Quad"
Фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-F717, закреплен на штативе, эквивалентное фокусное расстояние 37 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/8,0, выдержка 8 сек, чувствительность по ISO 100, разрешение 2560x1920 пикселей, размер файла 2,4 Мбайт, формат JPEG.
Когда солнце скрывается за горизонтом, окружающий нас мир становится совсем другим. Включаются уличные фонари, а окна домов начинают сиять, как показано на фотографии, представленной на рис. 37.2. Не стоит прятать фотоаппарат в сумку только по той причине, что день подошел к концу; просто выходите на ночные улицы и фотографируйте, задавая большее значение выдержки. Обычные объекты (например автомобили и деревья) при ночном освещении выглядят совершенно иначе. Используя цифровой фотоаппарат, вы сможете просмотреть полученные результаты сразу после съемки, чтобы убедиться в правильности экспозиции.
КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ
Прежде всего, вам необходим цифровой фотоаппарат, который позволяет задавать большие значения выдержки. Первые модели цифровых фотоаппаратов при использовании больших значений выдержек добавляли к получаемым фотографиям много цифрового шума. Их светочувствительные элементы (ПЗС или КМОП) записывали большое количество пикселей определенных цветов в темной области изображения.
В более современные модели цифровых фотоаппаратов включены специальные механизмы подавления цифрового шума — вычитание шумов при малой освещенности и управление яркостью. При использовании метода вычитания шумов при малой освещенности фотоаппарат записывает "изображение" ещё один раз (на протяжении того же времени выдержки), однако при закрытом затворе. После этого фотоаппарат просто вычитает значения "зашумленных" пикселей, благодаря чему полученные ночные снимки смотрятся намного лучше. Несмотря на то, что на получение одной фотографии требуется в два раза больше времени, результаты полностью оправдывают такие затраты.
Одним из лучших фотоаппаратов для ночной съемки является Sony CyberShot DSC-F717 — 5-мегаппксельный цифровой фотоаппарат, в котором применяется ряд современных технологий, упрощающих съемку в условиях низкого освещения. В этом фотоаппарате, помимо метода вычитания шумов при малой освещенности, используются такие механизмы, как Clear Color и Clear Luminance Noise Reduction. Кроме того, фотоаппарат поддерживает режим NightFraming, в котором обеспечивается возможность фокусировки в условиях полной темноты посредством специальной подсветки инфракрасными лучами (при съемке используется встроенная вспышка фотоаппарата). Данный фотоаппарат имеет также специальную систему подсветки NightShot, с помощью которой можно получить фотографии в инфракрасных лучах даже при полном отсутствии источников света!
Вам также потребуется надежный штатив для обеспечения неподвижности фотоаппарата при съемке. Внешняя вспышка позволит получить очень интересные эффекты. Не забудьте захватить дополнительные аккумуляторы, поскольку при больших значениях выдержки и частом использовании ЖК-экрана энергия аккумуляторов расходуется очень быстро. Для того чтобы в темноте вам было проще найти на фотоаппарате те или иные элементы управления, прихватите с собой небольшой фонарик.
1-Й ШАГ. ВЫБОР МЕСТА СЪЕМКИ
- Найдите такое место, из которого сможете снять несколько интересных ночных фотографий. В ночное время деловая часть города наверняка залита неоновым светом вывесок; кроме того, здесь всегда можно найти много отражений. Если вы фотографируете после дождя, тротуары и дороги часто превращаются в настоящие "реки", которые отражают весь падающий на них свет. Замечательные ночные снимки можно сделать, выбравшись за город и фотографируя его издали. Выразительные снимки вы получите, посетив ночное кладбище. Попробуйте фотографировать в такие моменты, когда лунный свет освещает все вокруг, а на небе нет ни облачка. Вы будете просто удивлены тому, насколько удивительные снимки можно сделать при одном лишь лунном свете.
2-Й ШАГ. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ФОТОАППАРАТА
- Задайте для фотоаппарата ручной режим экспозиции, после чего укажите среднее значение относительного отверстия диафрагмы. Скорость затвора будет изменяться в широких пределах; для начала задайте выдержку равной половине секунды. При длительных выдержках многие цифровые фотоаппараты автоматически задействуют механизм подавления цифрового шума. Если вам необходимо активизировать этот механизм вручную, сделайте это прямо сейчас. Задайте минимальное значение чувствительности по ISO, чтобы свести к минимуму цифровой шум. Кроме того, для начала выберите автоматический баланс белого; вы сможете изменить эту настройку в дальнейшем, когда определите, как именно фотоаппарат реагирует на различные варианты освещения. Если фотоаппарат очень долго фокусируется, остановитесь на режиме ручной фокусировки.
3-Й ШАГ. ПОИСК ИНТЕРЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ
- Внимательно подойдите к компоновке кадра, поскольку при ночной съемке внимание зрителя будет привлекать буквально каждый запечатленный на фотографии объект. Если ключевые объекты находятся в тени, воспользуйтесь внешней вспышкой для освещения соответствующих областей. Также обращайте внимание на контрастность снимаемой сцены — вам не удастся захватить детали и в области ярких окон, и в области тенен. Движущиеся объекты, например, автомобили, будут оставлять следы — красные от задних фар и белые от передних. Люди, которые идущее по тротуару и оказавшиеся в кадре, на фотографии запечатлены не будут. Но если они на некоторое время остановятся, то будут выглядеть, как
полупрозрачные приведения. На рис. 37.3 и 37.4 представлены две фотографии, которые были сняты в ночное время в одном из университетских городков. Обратите внимание на сияние вокруг статуи на первой фотографии, а также на яркие цвета, контрастирующие с очень темным зданием, — на второй.
Рис. 37.3.
Рис. 37.4.
4-Й ШАГ. СЪЕМКА ПРОБНЫХ КАДРОВ
- Сделайте несколько пробных снимков, начиная с выдержки, равной 1с. Задайте среднее значение относительного отверстия диафрагмы. Если фотографии оказываются недодержанными, увеличьте время выдержки, а также значение диафрагмы на один-два шага. Если же фотографии будут передержанными, уменьшите значение относительного отверстия диафрагмы до 1/8,0 и даже меньше, кроме того, уменьшите скорость затвора. Чтобы получить нужную экспозицию, вам может потребоваться несколько попыток, однако благодаря возможности просмотра фотографий на ЖК-экране фотоаппарата вы сможете достичь необходимых результатов достаточно быстро. Если вы задали максимальное время выдержки, которое только позволяет задать ваш фотоаппарат, а освещения все равно недостаточно, увеличьте значение чувствительности по ISO. Однако никогда не начинайте снимать при минимальном значении выдержки; использование больших значений позволяет вам подойти к процессу съемки творчески, а также запечатлеть на фотографии движение объектов.
5-Й ШАГ. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С РАЗНЫМИ ЗНАЧЕНИЯМИ ПАРАМЕТРОВ
- Задайте необходимый баланс белого и посмотрите, как это отразится на полученных фотографиях. Одного единственно верного, варианта в данном случае не существует, поскольку разные объекты выступают в роли источников света с самыми различными характеристиками. А это приводит к тому, что получаемые фотографии приобретают определенный оттенок, независимо от заданных вами параметров. Выбор того или иного варианта баланса белого все равно скажется на внешнем виде фотографий, поэтому вы сможете подобрать такой вариант, который обеспечит наилучшие результаты при съемке данной конкретной фотографии. Также можно экспериментировать с малыми скоростями затвора и разными режимами синхронизации со вспышкой. Например, вспышка может срабатывать только по завершению длительной выдержки, благодаря чему вы получите достаточно интересные эффекты.
6-Й ШАГ. СЪЕМКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КАДРОВ
- Задайте параметры фотоаппарата, руководствуясь полученными рекомендациями. Основное внимание уделите творческому аспекту съемки. Попробуйте оказаться в кадре, медленно пройдя перед аппаратом при очень большом значении выдержки. В результате вы будете выглядеть на фотографии, как настоящее приведение! Наденьте на вспышку цветной целлофановый пакет, чтобы придать ее свету соответствующий оттенок. После съемки изучите полученные результаты на ЖК-экране, при необходимости внесите те или иные изменения.
Одна из возможностей, которые открываются при использовании больших значений выдержки, — "рисование" светом на получаемых снимках. Просто нажмите кнопку спуска затвора и освещайте различные части будущего кадра. Благодаря этому фотографии будут выглядеть просто уникально. Можно просто последовательно освещать те или иные объекты в кадре, тем самым буквально "вылепливая" фотографию и превращая ее в произведение искусства!